Коренные вкладыши коленчатого вала отвечают за снижение трения и заклинивания деталей в местах контакта коленчатого вала с постелью блока двигателя и шатунами поршней. Это радиальные подшипники скольжения, на которых вращается коленчатый вал в блоке цилиндров двигателя внутреннего сгорания (ДВС). Устройство Коренные вкладыши включают два металлических полукольца, которые в собранном виде образуют кольцо, охватывающее шейку коленвала. Некоторые элементы конструкции:
Антифрикционное покрытие на рабочей стороне (где вращается коленвал) — обычно выполнено из мягких сплавов (медь, олово, свинец, алюминий и кремний).
Отверстия на вкладышах, которые совпадают с масляными каналами в постелях блока двигателя. Во время работы смазка подаётся в каналы под высоким давлением, проникает в пространство между вкладышами и шейками коленвала, образуя масляную плёнку.
Замки или выступы — препятствуют проворачиванию вкладыша в посадочном месте.
Функции
Снижение сил трения в местах контакта деталей. Это важно при высоких нагрузках и скоростях, характерных для современных двигателей.
Передача сил и моментов, возникающих в процессе работы двигателя — от шатунов на коленвал, от коленвала на блок двигателя и т. д..
Правильное распределение масла (образование масляной плёнки) по поверхностям трущихся деталей.
Правильная центровка и позиционирование деталей друг относительно друга.
Также коренные вкладыши могут быть фиксирующими — дополнительно обеспечивают фиксацию коленчатого вала в постели, предотвращая его осевые смещения.