Поршень двигателя внутреннего сгорания (ДВС) отвечает за преобразование энергии сгорания топлива в механическое действие — работу коленвала и всего двигателя. Это деталь, которая двигается внутри мотора под действием силы, возникающей из-за теплового расширения сгорающей топливовоздушной смеси. Конструкция Поршень имеет три основные части:
Днище — верхняя часть, которая контактирует с газами, образующимися в процессе сгорания, и принимает на себя большую часть тепловой нагрузки. Форма днища зависит от типа и особенностей двигателя: классический тип — плоское, но встречаются и другие формы: с выемками под клапаны, с вогнутым профилем и т. д..
Уплотняющая часть — обеспечивает герметичность между поршнем и стенками цилиндра. Включает поршневые кольца, которые установлены в специальных канавках:
Маслосъёмное — удаляет излишки масла со стенок цилиндра и предотвращает его попадание в камеру сгорания.
Компрессионные — не допускают утечку газов из камеры сгорания в картер.
Направляющая часть — обеспечивает стабильный и точный ход поршня внутри цилиндра. Включает поршневой палец, который связывает поршень с шатуном и служит осью вращения для поршня.
Функции
Сжатие смеси — поршень поднимается вверх и сжимает горючий состав внутри цилиндра, что создаёт высокое давление и температуру, необходимые для последующего сгорания топлива.
Расширение газов — после зажигания смеси поршень начинает движение вниз во время такта расширения, формируется сила, которая передаётся через шатун к коленвалу и преобразуется в механическую энергию.
Уплотнение камеры сгорания — поршень обеспечивает герметичность полости, разделяя её от смазочной системы и охлаждающей системы двигателя.
Требования
Использование материалов, обеспечивающих требуемую прочность, лёгкость, теплопроводность и износостойкость. Чаще всего используют алюминиевые сплавы, но в некоторых случаях — легированные стали и даже чугун.
Ось цилиндра должна совпадать с вертикальной осью поршня — только в этом случае обеспечивается надёжное уплотнение и убирается возможность заклинивания. Перекосы в цилиндре недопустимы.
Производители Для двигателей Евро-3 используются оригинальные поршни и поршневые кольца. Поршни и кольца для двигателя Евро-2 нельзя устанавливать на двигатель Евро-3, так как это может привести к биению клапанов и поршней.