Водяной насос (помпа) WP10 (например, для двигателей Weichai) отвечает за циркуляцию охлаждающей жидкости (ОЖ) по всей системе охлаждения автомобиля. Это позволяет:
поддерживать оптимальный температурный режим двигателя (85–95°C);
предотвращать локальные перегревы и тепловые деформации деталей;
обеспечивать равномерное распределение тепла в системе.
Насос создаёт принудительную циркуляцию ОЖ по двум контурам:
Малый круг — ОЖ циркулирует через рубашку охлаждения двигателя и печной радиатор для быстрого прогрева.
Большой круг — после достижения рабочей температуры термостат открывается, подключая основной радиатор для эффективного отвода тепла.
Принцип работы Насос вытесняет воду из корпуса рабочим колесом, вращающимся в диффузоре. При вращении в центре колеса возникает разрежение, под действием которого через входной патрубок, оборудованный обратным клапаном, вода поступает в корпус насоса из всасывающего шланга. На периферии рабочего колеса давление повышается, и вода выталкивается в направлении напорного патрубка. Поступление в насос воды начинается спустя некоторое время после пуска двигателя, в зависимости от высоты всасывания. Обслуживание Некоторые рекомендации по обслуживанию водяного насоса WP10:
Регулярная замена ОЖ (каждые 60 000 км) для предотвращения коррозии.
Проверка натяжения приводного ремня (прогиб не более 5–10 мм).
Удаление воздушных пробок через расширительный бачок или специальные клапаны.
Неисправности Некоторые признаки износа помпы:
течь ОЖ через дренажное отверстие подшипника (износ сальника);
шум или вибрация — следствие разрушения подшипника;
перегрев двигателя на холостых оборотах (снижение производительности насоса).
Для диагностики неисправностей используют визуальный осмотр на наличие подтёков, контроль давления в системе охлаждения (норма: 1,0–1,5 бар), анализ работы термостата и уровня ОЖ.