Шатун двигателя WP10 (например, устанавливаемого на грузовые автомобили SHAANXI) отвечает за передачу механической энергии от поршня к коленчатому валу. Это деталь кривошипно-шатунного механизма двигателя, которая соединяет поршень и коленвал. Устройство Шатун представляет собой металлический стержень с двумя головками — поршневой и кривошипной. Некоторые особенности конструкции:
Поршневая головка подсоединяется к стержню через поршневой палец.
Кривошипная головка — к шейке коленчатого вала.
В некоторых модификациях шатуна поршневые головки имеют трапецевидное строение, чтобы снизить нагрузки на палец.
Функции Основная задача шатуна — преобразовать поступательные движения поршня внутри цилиндра во вращательные передвижения коленвала. Это позволяет:
Обеспечить движение автомобиля — химическая энергия топлива преобразуется в механическую энергию вращения коленчатого вала, которая направляется на колёса через трансмиссию.
Снизить нагрузку на другие компоненты — шатун обеспечивает плавную работу двигателя, что продлевает срок службы двигателя.
Неисправности Некоторые неисправности, связанные с шатуном двигателя WP10:
Износ и задиры на кривошипной и поршневой головках — шатун подлежит замене.
Изгиб силового стержня — шатун подлежит замене при критическом отклонении геометрии по изгибу или скручивания силового стержня.
Разрушение резьбы болтов или разрушение в отверстиях крепления крышки кривошипной головки — болты заменяют, шатун — при разрушении резьбы на крышке головки (просто заменить крышку головки нельзя).
Возникновение в шатуне трещин — шатун также заменяют.