Болт шатуна

81500030023
221,00
р.
Болт шатуна (шатунный болт) в двигателе внутреннего сгорания (ДВС) отвечает за крепление разъёмной нижней головки шатуна. Это позволяет:
  • Установить шатунные вкладыши и собрать нижнюю головку на шатунной шейке коленчатого вала.
  • Обеспечить плотность стыка между крышкой и кривошипной головкой шатуна. Неплотное прилегание контактирующих поверхностей недопустимо, так как образование увеличенных зазоров приводит к критическим дополнительным нагрузкам на болты, что может привести к их разрыву.
 Конструкция
Болт шатуна может иметь сложный профиль и дополняться вспомогательными деталями (центрирующими втулками). Некоторые особенности конструкции:
  • Переход от головки болта к стержню может осуществляться через кольцевую канавку или без канавки.
  • Для предотвращения проворачивания при затяжке гаек головки болта делают с вертикальным срезом по оси болта, а в зоне сопряжения со стержнем фрезеруют вертикальный уступ или площадку.
  • Резьбовые соединения болта с гайкой, как правило, выполняют самоконтрящимися.
Нагрузки
Шатунные болты испытывают переменные нагрузки. Основная нагрузка — сила инерции поступательно движущихся частей и центробежная сила инерции массы вращающейся части шатуна за вычетом массы крышки.
Сила предварительной затяжки болтов должна обеспечивать плотность стыка и значительно превосходить по величине силу, стремящуюся раскрыть стык.
Требования
Шатунные болты изготавливают из легированных сталей. Для двигателей с искровым зажиганием применяют стали 35Х, 40Х, 40ХН и углеродистые стали, в дизелях — легированные стали 18ХНВА, 20ХНЗА, 40ХНМА.
Для повышения усталостной прочности зоны переходов в местах изменения формы болта выполняют в виде галтелей с возможно большим радиусом или двумя радиусами.
Обслуживание
Затяжку шатунных болтов выбирают из условия нераскрытия стыка разъёмной кривошипной головки. Сила затяжки должна в 2–3 раза превосходить максимальное значение силы инерции, разрывающей болт.
Момент затяжки шатунных болтов: 70–80 Нм для двигателей с искровым зажиганием, 180–240 Нм для дизелей. Недостаточная затяжка приводит к раскрытию стыка и образованию наклепа на сопрягаемых поверхностях.
Made on
Tilda